Хороший самолет с неизвестной проблемой. Главные вопросы о Boeing 737 MAX 8

Ситуация вокруг Boeing 737 MAX 8 может серьезно повлиять на положение в мировой авиации в целом.

Временная приостановка эксплуатации лайнеров Boeing 737 MAX после катастрофы, произошедшей в Эфиопии 10 марта, принимает глобальный характер. О временном отказе от самолетов данного типа объявили уже десятки стран. 12 марта стало известно, что временный запрет на полеты Boeing 737 MAX введен Евросоюзом. Российская авиакомпания S7 Airlines, единственный отечественный перевозчик, использующий в настоящее время Boeing 737 MAX, объявила о временном прекращении их полетов с нуля часов 13 марта 2019 года.

Лишь Соединенные Штаты продолжают безоговорочно доверять своему авиапроизводителю. Как сообщило Федеральное управление гражданской авиации (FAA), «до настоящего времени наша оценка не выявляет системных проблем в функционировании и не дает оснований для приостановки эксплуатации лайнера». При этом The New York Times утверждает, что глава корпорации Boeing Деннис Мюлленбург лично убеждал президента США Дональда Трампа в том, что эксплуатация Boeing 737 MAX должна быть продолжена.

Что такое Boeing 737?

Узкофюзеляжный турбовентиляторный реактивный пассажирский самолёт Boeing 737 является самым массовым пассажирским самолётом за всю историю пассажирского авиастроения. Он производится корпорацией Boeing с 1967 года. Считается, что  в любой момент времени в воздухе находится в среднем 1200 самолётов и каждые 5 секунд в мире взлетает и садится один 737-й.

При этом Boeing 737 — это название не конкретной модели, а целого семейства самолетов, включающего в себя более десятка моделей.

Чем выделяется Boeing 737 MAХ?

Это четвертое поколение «семьсот тридцать седьмых». Первым было поколение Original, затем — Classic и Next Generation.

Поколение Next Generation успешно эксплуатируется с декабря 1997 года. В 2011 году совет директоров Boeing одобрил новый проект Boeing 737 MAX. Главным изменением по сравнению с предыдущим поколением стало использование более мощных и крупных двигателей CFM International LEAP-1B. Некоторым изменениям подвергся и планер. Кроме того, у лайнера, согласно заявлениям производителей, снижен расход топлива. Boeing 737 MAX оборудован самой современной авионикой.

Boeing 737 MAX производится в нескольких модификациях: 737 MAX 7, 737 MAX 8, 737 MAX 9 и 737 МAX 10. Наиболее популярной у авиакомпаний является модель 737 MAX 8. Этот авиалайнер имеет размерность популярного Boeing 737-800, но обладает гораздо лучшими экономическими характеристиками. 

MAX 8 на сегодняшний день считается самым продаваемым самолетом в истории корпорации Boeing. На него получено уже более 4500 заказов. Всего к марту 2019 года выпущено около 400 самолетов серии MAХ, и большинство из них составляют «восьмерки».

Как давно летает Boeing 737 MAХ 8?

Первый опытный образец был выпущен в ноябре 2015 года. Первый полёт модели Boeing 737 MAX 8 состоялся 29 января 2016 года. Коммерческая эксплуатация самолетов Boeing 737 MAX 8 началась в мае 2017 года, первым получателем стала малайзийская авиакомпания Malindo Air.

В России первым оператором Boeing 737 MAX 8 стала в октябре 2018 года компания  S7 Airlines.

Сколько катастроф потерпели самолеты модификации Boeing 737 MAХ 8?

К настоящему моменту – две. 29 октября 2018 года авиалайнер Boeing 737 MAX 8 авиакомпании Lion Air, выполнявший внутренний пассажирский рейс JT-610 по маршруту Джакарта — Панкалпинанг упал в Яванское море через 13 минут после взлета. Погибли 189 человек (181 пассажир и 8 членов экипажа).

10 марта 2019 года авиалайнер Boeing 737 MAX 8 авиакомпании Ethiopian Airlines, совершавший пассажирский рейс ET302 из Аддис-Абебы в Найроби, потерпел катастрофу через шесть минут после взлета. Погибли 157 человек (149 пассажиров и 8 членов экипажа).

В чем причины катастроф?

На данный момент нет окончательных данных ни по катастрофе в Индонезии, где расследование продолжается, ни по катастрофе в Эфиопии, где оно только началось.

Тревожит то, что у обеих катастроф есть много общего: лайнеры разбились вскоре после взлета , пилоты сообщали о неких неполадках и просили разрешения вернуться в аэропорт вылета, в обоих случаях до вхождения в пике наблюдались скачки высоты.

В ноябре 2018 года Bloomberg со ссылкой на источник сообщил, что корпорация Boeing намерена направить операторам-эксплуатантам Boeing 737 MAX предупреждение, в котором говорится: ошибочные данные в системе контроля за полетами на самолетах модификации MAX могут привести к крутому пикированию. Федеральное агентство гражданской авиации США (FAA) распространило директиву, основанную на исследовании Boeing. Согласно документу, у Boeing 737 MAX возникли определенные нюансы, связанные с сенсором угла атаки (Angle Of Attack — AOA). Этот датчик определяет, насколько сильно задран вверх нос самолета. Это нужно для того, чтобы не допустить выхода лайнера на критические углы атаки, что приводит к нехватке мощности двигателей и последующему срыву в пике.

«Если автопилот получает от датчика завышенные данные об угле атаки, высока вероятность того, что компьютер начнёт подавать горизонтальному стабилизатору сигналы на переход в пикирование. Экипажу становится сложнее управлять бортом. Ситуация может привести к большой потере высоты», — говорится в директиве.

10 ноября 2018 года корпорация Boeing отправила компаниям-эксплуатантам дополнительные разъяснения.

«Модели 737−8/ −9 поколения MAX имеют MCAS: сиcтему улучшения характеристик по тангажу при полете с убранной механизацией крыла и при повышенных углах атаки, — говорилось в письме. — Данная система выдает команды на порционное отклонение стабилизатора на пикирования во время выполнения разворотов с большими углами крена, а также при полете с убранной механизацией на скоростях, приближающихся к скорости сваливания. Система работает только при выключенном автопилоте и разработана так, что ее действия можно пересилить либо использованием кнопки триммирования на штурвале любого пилота, либо выключением электромотора управления стабилизатором переключателями на центральном пульте».

В чем обвиняют Boeing?

На данный момент обвинять корпорацию нет оснований, так как расследование авиакатастроф не завершено.

В то же время летчики обращают внимание на странность: компания Boeing до катастрофы в Индонезии фактически не информировала пилотов лайнеров модификации MAX об особенностях работы системы MCAS. В результате столкновение с ней для многих экипажей оказалось сюрпризом. По одной из версий, в двух случаях неготовность пилотов к встрече с технической новинкой закончилась плачевно.

Могут ли катастрофы повлиять на судьбу корпорации Boeing?

Все зависит от того, чем закончится расследование и как быстро корпорация сможет внести коррективы в системы Boeing 737 MAX. Сейчас, вне всякого сомнения, встревожены и пассажиры, и авиакомпании, и пилоты.

Знает ли история мировой авиации примеры, похожие на ситуацию с Boeing 737 MAХ?

Да, и немало. В 1952 году начались регулярные рейсы De Havilland DH.106 «Комета», первого в мире коммерческого реактивного авиалайнера, предназначенного для выполнения рейсов малой и средней протяжённости. Лайнеры имели громадный успех у пассажиров, однако затем последовала серия авиакатастроф, приведшая к прекращению эксплуатации «Комет» в 1954 году.

В ходе расследования удалось установить, что изъян заключался в особенностях конструкции. У «Комет» были два квадратных иллюминатора для приёмных антенн автоматического радиокомпаса (АРК) в крыше салона около кабины пилотов.  Эксперименты, проведенные на земле после катастроф, показали, что причиной аварий была технология крепления этих квадратных иллюминаторов методом клёпки: отверстия располагались чересчур близко, и уже на стадии изготовления самолёта заклёпки могли нарушить структуру обшивки из тонкого (0,5 мм), но прочного сплава алюминия на микроскопическом уровне. В результате возникала микроскопическая трещина, которая со временем (и числом полётов) увеличивалась: при подъёме «Кометы» на высоту крейсерского полёта её фюзеляж раздувался значительным давлением, поддерживаемым в салоне, а при снижении принимал прежние размеры, тем самым подвергаясь циклической нагрузке, что способствовало развитию усталости металла. Углы иллюминаторов и люка двери служили зонами концентрации напряжений. Комбинация этих факторов в конце концов приводила к взрывообразному развитию усталостной трещины и разрушению всего фюзеляжа.

«Кометы» новой модификации вернулись в небо в 1958 году. После исправления ошибок конструкции эти самолеты показали высокую надежность. Для чартерных и туристическизх перевозок они использовались вплоть до конца восьмидесятых годов.

Первый советский реактивный самолет Ту-104, эксплуатировавшийся с 1956 года, также поставил в тупик создателей серией странных катастроф, в которых первоначально виновными считали пилотов. Лишь благодаря мужеству летчика  Гарольда Кузнецова, который до последних секунд жизни передавал информацию о поведении своего гибнущего Ту-104, было установлено, что самолет подвержен так называемому «подхвату»: самопроизвольному не контролируемоему экипажем увеличению угла тангажа, вслед за которым следует сваливание в штопор.

Благодаря полученной с борта самолёта информации причины катастрофы были определены и в конструкцию лайнера были внесены необходимые изменения. Эксплуатация Ту-104 продолжалась до начала восьмидесятых годов.

Источник

About the author